К юбилею города первую казанскую пирамиду благоустроят, но не так как планировалось…
Храм Нерукотворенного Образа спасителя более известен как Памятник русским воинам, павшим при взятии Казани. Этот «островок» на реке Казанка уже давно стал знаковым для города. Здесь, в братской могиле, похоронены несколько тысяч русских воинов.
В Синодике Зилантова монастыря перечислены более восьмисот имен дворян из разных городов России. Но историки предполагают, что число погребенных составляет несколько тысяч. Известно, что при взятии Казани погибло более пятидесяти тысяч человек. В списке погибших – лучшие боярские и княжеские фамилии Руси – Романов, Чернышев, Захаров, Воронов, Раевский, Радищев, Баратынский, Ермолов, Дохтуров, Анненский…
На мемориальной гробнице в подземелье памятника начертана надпись из Святого Писания: «Больше сея любви никтоже имать да то душу свою положить за други своя…»
В Казани немало архитектурных строений со сложной и интересной историей. К таковым относится и этот памятник.
На месте нынешнего храма уже в 16 веке (практически сразу после событий 1552 года) была поставлена часовня на высоком холме, образовавшемся при захоронении погибших. Поминальные службы по ним традиционно служились в Зилантовом монастыре. В 1811 году Амвросий (Сретенский), настоятель Успенского Зилантового монастыря предложил поставить на могиле храм-памятник. Спустя два года Александр I утвердил проект памятника, выполненный архитектором Николаем Алферовым. Легенда гласит, что Алферов, много путешествовавший по миру, создал «коктейль» из египетской пирамиды и греческой колонны. Памятник представляет собой поднятую на высокий постамент двадцатиметровую усеченную пирамиду. С четырех сторон – входы в здание. По углам пирамиды расположены четыре кельи, а центральную часть занимал храм. Под храмом был расположен склеп, в который вел сводчатый подземный ход, по спирали обходивший храм. В центре склепа стояла гробница с останками. Однако большая часть останков находилась внутри холма, человеческие кости, как выяснилось во время реконструкции 1830-1832 года, занимали пространство на многие метры в глубину.
В четырех кельях храма жили монахи, которые служили поминальные службы по павшим воинам. Кроме того, в храме служились и воскресные, и праздничные службы. В день взятия Казани от Кремля к памятнику проводился крестный ход. Начиная с середины 19 века и до 1918 года в храме вели службу священники военного ведомства. В 1918 году храм был закрыт.
В советское время власти проявили некоторую заботу к памятнику, но не… к храму. В 1956 году под руководством архитектора Бикчентаева была проведена реставрация. До перестройки памятник охранялся, позже охрана была снята. В результате памятник был разорен. Вандалы сняли двери, выдернули решетки в рамах, кровля из оцинкованного железа потихоньку растаскивалась. А на стенах по сей день можно встретить глумливые надписи. Не говоря уже о том, что из-за своей удаленности и замкнутости (к памятнику можно было добраться лишь вплавь) стены храма стали свидетелями всевозможных «тусовок».
Службы здесь возобновились только в 2001 году приходом храма Нерукотворенного образа Спасителя города Казани Русской Православной церкви. Сегодня насчитывается около 200 прихожан. Среди них – казанские казаки, активисты Общества русской культуры. Благодаря им территория храма начала благоустраиваться, регулярно здесь проводятся субботники.
Кстати, в этом же году памятник стал объектом федеральной целевой программы «Сохранение и развитие исторического центра г. Казани».
Был разработан проект реставрации памятника. Но выделенные деньги, как из федерального, так и республиканского бюджетов, так и остались на бумаге.
Тогда же чиновники строили грандиозные планы по восстановлению архитектурной достопримечательности. Согласно проекту «Татинвестгражданпроекта», внешний облик памятника должен был быть воссоздан с максимальным историческим соответствием. На фронтоне портала из дерева и позолоты – изображение Георгиевского креста с идущими от него лучами. По бокам портала – ампирные украшения в виде венков с перевитыми лентами из гипса. При главном входе в Храм по бокам от дверей – лепные щиты в виде черепах. С южной, северной и восточной сторон – восстановление лестниц в 12 ступеней, со стороны главного входа – в 20 ступеней.
Территорию вокруг Храма планировалось обнести кованой оградой. Решено было организовать подъезд к памятнику - дамбу, построить смотровую площадку и автостоянку с видом на Кремль. Хотели даже основать музейный комплекс, где в качестве экспозиции представлены макеты воинской амуниции русских и татар 16 века и панорама сражения 1552 года.
По словам настоятеля храма отца Федора, все эти годы приход не мог вести реконструкцию самостоятельно, поскольку памятник, как и храм Нерукотворенного Образа Спасителя, официально не был передан приходу. А это значило, что здесь позволялось лишь вести службы, но решать какие-либо вопросы с реконструкцией, естественно, юридически было нельзя. Памятник находился в муниципальной собственности администрации города Казани. Однако это никак практически не отражалось на возрождении Храма.
Но в марте этого года храм наконец-то перешел в совместное использование прихода.
Настоятель и староста храма, иерей отец Федор:
- Теперь мы можем свободно проводить службы, а также имеем право восстанавливать храм. Власти города, передали нам его с условием, что финансирование мы полностью возьмем на себя. Что ж, и на том спасибо. Сейчас мы собираем всю необходимую документацию для ведения восстановительных работ, ищем спонсоров.
На вопрос, будет ли реконструкция проводиться согласно разработанному проекту, отец Федор лишь отмахнулся: «Какой там проект? Нам бы успеть привести в порядок стены, благоустроить территорию вокруг храма. Правда, администрация обещала достроить ведущую к храму дамбу, работа над которой длится уже третий год».
Осуществление этих планов силами немногочисленного прихода – задача сложная.