Теперь обратимся ко второму мавзолею, построенному, по данным археологии, спустя значительное время после первого, но расположенному поблизости от него. О принадлежности этого мавзолея Сафа-Гирею А.Х.Халиков писал более уверенно, приводя при этом ряд убедительных, по его мнению, аргументов. Рассмотрим эти аргументы по отдельности.
Заключение А.Х.Халикова об относительной хронологии второго мавзолея, основанное на стратиграфических наблюдениях, особых возражений не вызывает. При строгом подходе к этим данным, объект можно датировать, как уже указывалось выше, первой пол. XVI в. Однако у автора раскопа мы явно чувствуем стремление к сужению этой широкой даты, очевидно, с целью приблизить ее к дате смерти Сафа-Гирея (1549 г.). Нам кажется, что именно с этой целью придуман им тезис о "незавершенности мавзолея". "1549-1551 годы, - пишет А.Х.Халиков, - были самыми тревожными в Казани, что, очевидно, не позволило достроить его" (3, с.64). Данное утверждение, к ожалению, археологически доказать невозможно, ибо мавзолей сохранился плохо, фрагментарно. Верхние части его были разобраны или разрушены, скорее всего, в более позднее время.
Второй аргумент А.Х.Халикова связан с фактом потревоженности центральной могилы мавзолея кладоискателями, установленным также археологически. "По свидетельству современников, - продолжает исследователь, - при захвате Казанского Кремля 2 октября 1552 года нападавшие ограбили не только здания и дворцы, но залезли также в царские мавзолеи, вскрыли могилу последнего царя, полагая, что там зарыты сокровища, и переворошили царские останки" (3, с.64). Данный аргумент не убеждает нас по той простой причине, что завоеватели могли тогда ограбить любую другую могилу в ханском некрополе, а не только "могилу последнего царя".
Последний аргумент А.Х.Халикова, призванный доказать принадлежность мавзолея (и могилы в нем) Сафа-Гирею, заставляет нас обратиться к обстоятельствам смерти этого хана, нашедшим отражение в письменных источниках XVI в. Подробные, но далекие от действительности сведения об этом имеются у автора "Казанской истории": "ныне же, пьян, лице свое и руце умываше и напрасно занесеся (покачнулся) ногама своима, и главою о умывалничный теремец ударися до мозгу, и о землю весь разразися, и все составы тела его разслабишася, и не успевшим его предстоящим скоро подхватити. И от того умре того же дни..." (12, с.382). В Никоновской летописи об этом событии помещена краткая запись: "1549... Того же месяца марта 25 прииде весть царю великому князю, что в Казани царь казанский Сафа-Кирей умер, убился в своих хоромех" (23, с. 157).
О причинах скоропостижной смерти Сафа-Гирея, одного из величайших и могущественных государей Казанского ханства, ярого противника Москвы, можно поспорить. Вероятнее всего, он был убит противниками прокрымской политики. В любом случае признаки насильственной или, может быть, случайной, внезапной смерти должны были сохраниться на костях покойного, прежде всего в виде деформации черепа. Действительно, если верить словам А.Х.Халикова, "по найденным в могиле останкам антропологи определили, что погребенный здесь человек погиб в результате удара по голове тяжелым предметом, скорее всего, металлическим кумганом - почти единственным умывальным прибором мусульман" (3, с.64). Однако это заключение не подтвердилось новейшими исследованиями. По утверждению московских антропологов (см. статью А.П.Бужилиной в настоящем сборнике), на черепе действительно фиксируются следы удара и разрушение черепных костей, но они "связаны с посмертными воздействиями, а не прижизненными ранениями". Таким образом, почти все аргументы А.Х.Халикова, выдвинутые им в пользу идентификации погребенного во втором мавзолее с ханом Сафа-Гиреем, оказываются неубедительными. Против такой идентификации говорит еще один серьезный факт, установленный антропологами, - возраст покойного хана. Он оказался в пределах 45-49 лет. К тому же обнаружены некоторые патологические признаки, появляющиеся у людей после 50 лет. Сафа-Гирей же умер в довольно раннем возрасте - в момент смерти ему не было еще и 40 лет. Он родился в 1510 году (6, с. 284, 333; 8, с. 90) и 13-летним юношей был посажен на казанский престол (22, с. 176). В общей сложности правил более 20 лет, ценой неимоверных усилий оберегая независимость Казани от Москвы.
Итак, усыпальница Сафа-Гирея пока не обнаружена. Это, надеемся, дело будущего. А сейчас нам необходимо предпринять, учитывая результаты новейших исследований антропологов, еще одну попытку определить "хозяина" второго мавзолея. Поскольку время строительства его ограничивается первой пол. XVI в., в нем, после исключения Сафа-Гирея, могли похоронить только двух ханов - Джан-Гали и Мухаммед-Эмина.
Джан-Гали (Еналей, Яналей, Джан-Али), сын касимовского царевича Шейх-Аулияра и младший брат печально известного Шах-Гали, родился, судя по сохранившимся документами, в 1516 году и уже в 15-летнем возрасте стал ханом (8, с.96; 12, с.356-357). Женился в 17 лет на Сююмбике, дочери ногайского мурзы Юсуфа. Был убит во время дворцового переворота 25 сентября 1535 года (23, с.100). Таким образом, о принадлежности останков пожилого хана из второго мавзолея Джан-Гали, умершему в 19-летнем возрасте, не может быть и речи.
Поиски ответа на этот вопрос неизбежным образом приводят нас к Мухаммед-Эмину (Магмед-Эмин, Махмед-Аминь), известному не только как выдающийся политический деятель и правитель Казани, но и как замечательный поэт, произведения которого в отрывках сохранились до наших дней (27, с.291-292).
По сведениям источников, в 1478 году, вскоре после смерти Ибрагима и провозглашения ханом его сына Ильгама, другой его сын, 10-летний Мухаммед-Эмин, разлученный от своей матери, царицы Нур-Солтан, был насильно отправлен в Москву, где воспитывался при дворе великого князя Ивана III. На ханский престол был посажен в 1487 году в результате крупного военного похода русских, увенчавшегося взятием Казани и установлением военно-политического протектората Московского государства над Казанским ханством. Зарекомендовавший себя, по словам М.Г.Худякова, "истинным другом России" в первый период своего правления (1487-1496 гг.), Мухаммед-Эмин, однако, в дальнейшем решил отказаться от покровительства Москвы и, начиная с 1505 года, проводил в основном политику, направленную на приобретение полной самостоятельности. Претворение этой политики в жизнь началось с грандиозного погрома и грабежа русских, проживающих в столице ханства. Об этих событиях многие годы спустя вспомнил автор "Казанской истории", объясняя причины тяжелого недуга Мухаммед-Эмина как справедливое наказание бога за неблаговидные деяния хана: "И за сие преступление порази его бог язвою неизцелною от главы и до ногу его" (12, с.338-339). Мухаммед-Эмин, действительно, долго и тяжело болел. Русские летописцы впервые заговорили о его болезни в 1516 году (23, с.25). Хан умер в декабре 1518 года в возрасте 50 лет. и был похоронен, по словам поэта Мухаммедьяра, "в булгарском городе Казани" (28, с.83; 29, с. 19; 30, 113). В "Казанской истории" содержится довольно подробное, но не лишенное вымыслов и злорадства описание его смерти: "Люте (тяжело) боляше три лета, на одре лежа, весь кипя гноем и червьми. Врачеве же и волхвы не возмогаша от язвы тоя исцелити. Но нихто к нему в ложницу (спальню) не вхождаше посетити его: но ни та царица, прельстившая его, ни болшие его рядцы (советники), смрада ради злаго, изходящего от него" (12, с.338-339). Сопоставляя известные нам по письменным источникам сведения из биографии Мухаммед-Эмина с результатами антропологических исследований скелета из второго мавзолея, мы пришли к убеждению о принадлежности его именно этому хану. В самом деле, специальные исследования костяков выявили "очевидные признаки остеохондроза", "следы возможных лихорадочных состояний" и "длительного хронического воспалительного процесса в организме" (на позвоночнике, особенно в области грудных позвонков), клиническими проявлениями которых является возрастающая при движении острая боль.
При реконструкции черепов по методу М.М.Герасимова антропологов поразило почти полное портретное сходство этих двух субъектов, которое, по их мнению, может быть объяснено, скорее всего, не только общими расовыми особенностями, но и генетическим родством ханов, погребенных в мавзолеях Казанского Кремля. Это родство подтверждает и приведенная ниже родословная казанских ханов: Мухаммед-Эмин является внуком Махмуда. |