Летом 1977 года Казанская археологическая экспедиция Института языка, литературы и истории им. Г.Ибрагимова и Министерства культуры Татарстана под руководством профессора А.Х.Халикова начала раскопки в районе башни Сююмбеки. Через несколько дней археологи вышли на следы двух белокаменных сооружений, связанных со слоем ханского периода. Сохранились они плохо из-за сильной нарушенности культурных напластований в более поздние времена. Тем не менее определение функционального назначения сооружений не составляло большого труда: это были мавзолеи с остатками богатых погребений. В первом мавзолее, датированном А.Х.Халиковым серединой или второй пол. XV в., была вскрыта могила с захоронением мужчины средних лет. По предварительному заключению исследователя, этот мавзолей мог принадлежать основателю Казанского ханства Махмуду или даже его отцу Олуг-Мухаммеду. Второй мавзолей, воздвигнутый в первой пол. XVI в., можно было назвать семейной усыпальницей. В ней было расчищено три костяка - двух взрослых (один - плохой сохранности, пол не определен) и одного детского (плохой сохранности); здесь же были зафиксированы возможные следы еще одной могильной ямы. Погребенного в центральной могиле №2 А.Х.Халиков склонен был идентифицировать с Сафа-Гиреем.
Археологически выявленные мавзолеи находились, очевидно, в некрополе знати, располагавшемся на территории ханской резиденции, у башни Сююмбеки недалеко от мечети Нур-Али (совр. Дворцовая церковь). В этом некрополе, конечно, могли быть похоронены не только казанские ханы, но и представители высшей светской и духовной знати, например, карача-беи и сеиды. Однако А.Х.Халиков был уверен в том, что в белокаменных мавзолеях лежат останки ханов и членов их семей.
В силу ряда объективных причин А.Х.Халиков не успел опубликовать результаты своего труда. Когда несколько лет тому назад в республиканской периодической печати подняли вопрос о реставрации и реконструкции ансамбля Казанского Кремля, вспомнили и о раскопках 1977 года. Стала совершенно очевидной необходимость вновь вернуться к этим материалам, систематизировать и издать их. Одновременно был поставлен вопрос о возможности исторической атрибутации захоронений в мавзолеях Казанского Кремля. За решение этой проблемы, по просьбе А.Х.Халикова, взялся антрополог Национального центра археологических исследований при Институте истории АНТ И.Р.Газимзянов, которому удалось создать временный коллектив специалистов из различных научных учреждений г. Москвы, Казани и Самары, любезно согласившихся провести всестороннее антропологическое изучение наших материалов.
Комплексному антропологическому изучению были подвергнуты два взрослых костяка из погребения I (мавзолей № 1) и погребения II (мавзолей № 2). Программа исследований предусматривала определение физического типа, возраста погребенного, патологических изменений на костях погребенных и многое другое. Конечным итогом антропологических исследований явилось создание графической и пластической реконструкций погребенных по методу М.М.Герасимова. На заключительном этапе работы результаты исследований антропологов и археологов были сопоставлены с данными письменных источников. В итоге появилось основание говорить о возможной принадлежности изученных в 1977 году мавзолеев казанским ханам Махмуду (Махмутеку) и Мухаммед-Эмину. Вариант реконструкции первоначального облика этих мавзолеев был выполнен путем привлечения аналогий с соответствующими постройками города Болгара, Средней Азии, Закавказья и Крыма, а также анализа иконографических материалов.
Фаяз ХУЗИН, Ильгизар ГАЗИМЗЯНОВ
Открытие в 1977 году двух ханских мавзолеев у башни Сююмбеки Казанского Кремля поставило перед исследователями новую, чрезвычайно интересную, но столь же сложную проблему, связанную с идентификацией вскрытых в них захоронений с историческими личностями, т.е. конкретными ханами, правившими в Казани с сер. XV в. до 1552 года. Первая попытка ее решения была предпринята профессором А.Х.Халиковым, который, опираясь преимущественно на данные археологии, в частности, стратиграфии и относительной хронологии объектов, высказал предположение о возможной принадлежности этих мавзолеев "первому (Олуг-Мухаммед? Махмутек?) и одному из последних казанских ханов (Сафа-Гирей)". (1, с. 188; 2, с,28; 3, с.63-64). Данная гипотеза нигде не обсуждалась.
В связи с начавшимися в 1994 году крупномасштабными работами по реставрации и музеефикации ансамбля Казанского Кремля и возобновлением на его территории археологических раскопок проблема исторической атрибутации захоронений в ханских усыпальницах вновь приобрела свою актуальность. Были подняты архивные материалы о раскопках 1977 года, изучены сохранившиеся коллекции. Но основной упор был сделан на тщательные и всесторонние антропологические исследования костяков. Эти исследования были выполнены специалистами Института археологии. Института этнологии Российской Академии наук, а также Национального центра археологических исследований при Институте истории Академии наук Татарстана. Параллельно шла работа по изучению письменных источников, содержащих сведения из биографии казанских ханов.
Применяемая нами методика исторической атрибутации захоронений базируется на комплексном анализе трех основных категорий источников: письменных сведений, материалов археологических раскопок и данных антропологических исследований. Последние содержат весьма ценную, а самое главное, объективную информацию о времени строительства каменных усыпальниц, возраста, болезнях, физическом типе, даже о типе и образе жизни погребенных в них людей. Эта "обезличенная" информация приобрела свою конкретность при помощи письменных источников. Сведения последних, к сожалению, очень скудны, зачастую противоречивы, но несмотря на это, методом перекрестной проверки показаний разных источников, интеграции и синтеза выводов отдельных исторических дисциплин удалось достичь положительных результатов в исследовании интересующей нас проблемы. В соответствующих статьях археологов и антропологов, включенных в настоящий сборник, изложены основные результаты изучения белокаменных мавзолеев и обнаруженных в них захоронений. В настоящей же статье предпринята попытка сопоставления их выводов с историческими сведениями, известными по древнерусским летописям и запискам современников. |