В мае 2001 года в Казани на перекрестке улиц Чебоксарской и Аметьевской при большом стечении жителей округи была открыта небольшая часовня. Построили ее на собранные в складчину средства. Часовню нарядно украсили, поставили вокруг литую ограду с дверцей, освятили, прилегающую территорию облагородили. В ее окрестностях и сегодня образцовый порядок.
Новая часовня - копия своей предшественницы, запечатленной на старом снимке. Возведена она была на том же месте весной 1909 года в память о погибших земляках в годы Русско-японской войны. В Казанской губернии, как и по всей стране, тогда прошли многочисленные акции поминовения - в ознаменование пятилетней годовщины начала войны с Японией.
Может возникнуть вопрос: почему часовню построили в Ометьеве - глухом пригородном захолустье? Почему не где-нибудь в центре Казани, что было бы логичнее?
Из исторических документов известно, что в ходе военно-призывной кампании 1904 года мобилизации на срочную службу подлежали в основном крестьяне. Накануне Первой русской революции авторитет армии - стремительно таял. Желающих пойти в рекруты не было. Вот и отдувались за других в основном жители сел, в том числе и небольшого Ометьева, в те годы деревни в составе Лаишевского уезда. Наверняка не один десяток ее жителей-мужчин сложили головы на поле брани, защищая интересы родины на Дальнем Востоке. Вероятно, акции поминовения в 1909 году здесь могли быть обставлены особенно торжественно.
Сведения о том, какова судьба часовни после революции, скупы и отрывочны. По рассказам старожилов, простояла она чуть больше двух десятков лет. В начале тридцатых годов, в период войны с "опиумом для народа" - религией, ее снесли. До недавней поры это место в поселке служило самой настоящей свалкой. Естественно, местных обитателей сей факт не мог оставлять равнодушными. Люди, которые помнили о часовне и событиях, с ней связанных, не раз порывались восстановить историческую и духовную справедливость.
И однажды благородное дело сдвинулось с места. Залежи мусора убирали всем миром. Всем миром добились разрешения на строительство. Была даже создана инициативная группа, занимавшаяся различными бумажными согласованиями в чиновничьих коридорах. Результат не замедлил себя ждать: часовню отстроили по найденному в архивах дореволюционному проекту.
Есть предположение, что старая фотография могла появиться по заказу Федора Шаляпина в сентябре 1912 года. Как известно, именно тогда в Казани побывал к тому времени уже признанный оперный бас, одной из целей визита которого был сбор материалов для автобиографической книги. Певец хотел проиллюстрировать ее фотографиями города, который считал родным. Как известно, две сотни снимков для Шаляпина сделал служащий аптечного магазина Грахе Г.Сотников.
С Ометьевом Ф.Шаляпина связывали самые теплые воспоминания раннего детства. Именно в эту деревню, что за Суконной слободой, его родители перебрались, когда купец Лисицын - хозяин дома в Казани по улице Рыбнорядской, где они некоторое время проживали и где Федор Иванович родился, затеял капитальный ремонт. Шаляпиным пришлось искать новое, а главное - недорогое жилье, и они переезжают за город, где за полтора рубля в месяц снимают у мельника Тихона Григорьева небольшой домик.
Характерно, что написанную позднее автобиографию Шаляпин начинает с рассказа именно об этом доме. Певец вспоминает темные вечера, нежный голос матери, поющей "о девичьей тоске, о лучинушке, что неясно горит..."
В заключение несколько слов о написании названия "Ометьево". После открытия станции метро "Аметьевская" в сознании горожан пошла гулять путаница: как писать правильно? С постоянными нестыковками в жизни проживающие в этом микрорайоне казанцы сталкиваются почти каждодневно. Если, например, выйти со станции метро и пройти несколько десятков метров к близлежащей железнодорожной ветке, можно прочесть указатели: "Переход к остановочной площадке "Ометьевская". Нет единства и на уличных указателях.
Ометьево - написание старое. Оно встречается и у Шаляпина, и практически во всей краеведческой и топографической литературе, изданной до 1980-х годов. К букве "А" в начале этого имени собственного краеведы стали склоняться лишь в последние годы, когда была выдвинута гипотеза о происхождении названия от имени некоего Ахмет-хана - одного из защитников Казани, оборонявшего город от войск Ивана Грозного.
"Республика Татарстан" №38 от 2.03.07