Это стало главным итогом завершившейся в Казани 4-й Международной специализированной выставки «Авиакосмические технологии и оборудование-2008».
Казанское авиационное производственное объединение - единственное предприятие в России, которое производит, модернизирует и обслуживает стратегические бомбардировщики. Речь идет о знаменитых «Белых лебедях». Эти самолеты по своим характеристикам до сих пор считаются в мире непревзойденными. Как особо подчеркнул глава правительства Рустам Минниханов, «в годы реформ Татарстан не потерял ни одного оборонного завода или конструкторского бюро. Но в процессе создания и освоения выпуска новых самолетов, двигателей появилась потребность в новых технологиях их производства».
Оборудование на большинстве предприятий авиационной отрасли осталось таким же, как и в начале 90-х. Об упадке в отрасли говорит количество ввезенных в страну самолетов иностранного производства. В непростой ситуации оказалось КАПО имени Горбунова. Если сильно сократившийся коллектив предприятия загружен работой на 100 процентов, то производственные мощности объединения - лишь наполовину. Соглашение предусматривает совместные действия Объединенной авиастроительной корпорации, куда в скором времени войдет КАПО, и правительства республики для оздоровления предприятия. До конца 2010 года завод получит инвестиции в размере 10 млрд рублей. Говоря о перспективах предприятия, президент ОАО «ОАК» Алексей Федоров отметил, что на КАПО лежит важнейшая государственная задача сохранения выпуска, модернизации и обслуживания стратегических бомбардировщиков: - Сегодня КАПО - единственное предприятие, которое может этим заниматься. В перспективе мы планируем сделать его основным предприятием этого направления. Мы также понимаем, что необходимо поддерживать линейку коммерческой авиации, и здесь КАПО будет заниматься тем, чем уже начало - производством спецверсий ТУ-214. У завода уже есть достаточно серьезный портфель заказов. Даже если мы осуществим запланированный переход от ТУ-204 и ТУ-214 к унифицированной модели ТУ-204СМ. Также мы рассматриваем вопрос запуска к 2011 году ТУ-334 - в первую очередь машин для государственного заказчика, а также бизнес-версий. Техническое перевооружение мы будем осуществлять в соответствии с планами производства. Совместный план развития ОАК и КАПО имени Горбунова позволит в течение 2008 - 2011 годов изготовить для государственных и коммерческих заказчиков порядка 30 самолетов ТУ-214, а к 2011 году и ТУ-334. Выручка предприятия, согласно прогнозам, увеличится в 5 - 7 раз. Кроме того, казанское объединение станет основным заводом ОАК по производству крыльев - не только для своих нужд, но и для других предприятий корпорации.
В целом соотношение оборонных и гражданских заказов на предприятии планируется удерживать на уровне 50х50. «Если от минобороны поступит большой заказ на стратегическую авиацию, то все силы будут брошены туда», - заявил глава авиастроительной корпорации.
Потери кадровые нужно восполнить с помощью кластерной системы обучения, которая внедряется в республике, добавил премьер-министр РТ Рустам Минниханов. По его словам, конкурс, например, в КГТУ имени Туполева на некоторые технические специальности в этом году достиг 15 - 30 человек на место! Но выпускников технических вузов еще необходимо «шлифовать», доучивать, здесь могут помочь стажировки на зарубежных предприятиях. Кстати, сами предприятия, такие как «Боинг», с большим интересом приглашают на стажировки наших студентов начиная с третьего курса. Другой вопрос - какое место работы выберет потом талантливый российский технарь? Алексей Федоров заявил, что одна из первоочередных задач - повышение заработной платы сотрудникам КАПО. «Доведение зарплаты до среднего уровня по республике - это задача-минимум, - отметил глава ОАК. - В идеале оплата высококвалифицированного персонала, в котором нуждается предприятие, должна быть на 10 - 15 процентов выше среднего уровня». Для обеспечения конкурентоспособности продукции КАПО необходимо в несколько раз повысить производительность труда на предприятии. По признанию главы ОАК, республика взяла на себя достаточно серьезные обязательства: «Татарстан готов оказать большую помощь в усилении кадрового состава. Этот вопрос решается комплексно, в том числе через обеспечение сотрудников жильем. Первые шаги сделаны - предприятию выделили серьезную квоту квартир по республиканской программе социальной ипотеки».
Большое внимание уделено сохранению в КАПО конструкторского бюро. Возможно, филиал ОКБ Туполева, находящийся на заводе, объединят с инженерами серийного производства. Премьер-министр РТ Рустам Минниханов внес предложение разработать единый проект возрождения отечественного авиастроения, увязанный с уже существующими корпорациями, а также создать научный совет, который аккумулировал бы идеи и подходы к реформированию отрасли в целом. |