Нынешний августовский педсовет был посвящен обсуждению вопроса «Качественное образование как основа конкурентоспособности Республики Татарстан». По мнению Президента Татарстана Минтимера Шаймиева, в связи с актуальностью вопроса называть так августовскую конференцию можно еще долгие годы вперед. «Только через повышение качества образования мы можем стать конкурентоспособными», - уверен глава республики. По мнению Президента РТ, нет более сложной отрасли, чем образование, в которой проблемы нельзя решить простым вливанием средств.
Минтимер Шаймиев не мог не остановиться еще на одной актуальной проблеме – отмене национально-регионального компонента в государственном стандарте образования. «Мы ведем полезный диалог по этой проблеме, но в принципе внесенные 309-м законом изменения – это политическое, а не образовательное решение. С этим мы согласиться не можем», - заявил глава Татарстана.
«В федеративном государстве исключать через закон национальный компонент из образовательного стандарта недопустимо», - выразил мнение Минтимер Шаймиев. По словам Президента РТ, политическая составляющая в этой области недопустима.
Как отметил Президент Татарстана, переборы в секторе заполнения образовательными учреждениями так называемой «вариантности» - возможности самостоятельно распределять часть учебного времени, безусловно, есть. Минтимер Шаймиев еще раз подчеркнул, что национальные республики осознают ответственность за образование ребят на общероссийском уровне. Вместе с тем, по его словам, результаты ЕГЭ здесь показательны. Так, в Татарстане результаты единого госэкзамена по русскому языку сопоставимы со среднероссийскими (всего на 0,1 балла ниже), даже с учетом выделения учебного времени на татарский язык. «Мы осознаем, что должны подготовить ребят не хуже, чем в других областях России, и мы это делаем», - заявил Минтимер Шаймиев.
В свою очередь министр образования и науки России Андрей Фурсенко выразил уверенность, что решение вопроса о национальном компоненте обязательно будет найдено.
Глава Минобрнауки РФ также остановился на переходе к новым стандартам образования в связи с изменением законодательства в этой области. Прежде всего, согласно новым стандартам, надо обращать внимание не на процесс, а на результат обучения. «Мы должны оценивать, что знает и умеет человек на выходе», - уверен Андрей Фурсенко.
Впервые в новом законе появилась такое важное направление, как условия, в которых учатся школьники. «Впервые в рамках нового закона заявлены не только требования к содержанию, но и к условиям обучения. Сегодня не все школы России позволяют обучать ребят в так называемых «современных условиях», - констатировал Андрей Фурсенко.
«В новых стандартах была заложена очень важная идея - существенно больше прав предполагается передавать учебному заведению для определения того, как учить. На сегодняшний день существует возможность в рамках учебного плана до 30 процентов определяться самим учебным заведениям. Другое дело, что далеко не все школы готовы на себя такую ответственность взять», - сказал глава Минобрнауки РФ. |